О федеральных государственных образовательных стандартах:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В 2024-2025 учебном году в МБОУ СОШ №1г. Михайловска реализуются следующие образовательные стандарты (по параллелям, в соответствии с ФГОС):
- 5-7 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (новый);
- 8-9 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- 10-11 классы - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (обновленный);
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ФГОС?
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:
- развивают личностные качества учеников;
- способствуют вариативности обучающих программ;
- объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
- способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
- поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.
О федеральных государственных требованиях:
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.
Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
- Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
- Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации;
- Преемственность основных образовательных программ;
- Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
- Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).
ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.
Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.
Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12 273-ФЗ).
ФГОС включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
- условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
- результатам освоения основных образовательных программ.
Об образовательных стандартах:
В 2024-2025 учебном году 5-7 классы обучаются по новому ФГОС , 10 классы обучаются по обновленному ФГОС, 8-9, 11 классы обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Федеральные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС)
Примерные рабочие программы по учебным предметам: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Региональные документы
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальные нормативно-правовые акты
Документы ОО
Модель реализации ФГОС в МБОУ СОШ № 1 проходит по следующим направлениям:
- организационные мероприятия; создание нормативного обеспечения реализации ФГОС ООО;
- кадровое обеспечение реализации ФГОС ООО; создание финансового обеспечения реализации ФГОС ООО;
- создание материально-технического обеспечения реализации ФГОС ООО;
- создание организационно-информационного и методического сопровождения реализации ФГОС ООО.
I. Организационные мероприятия
1. Создание координационного совета
- Разработано положение о координационном совете.
- Издан приказ по школе о создании координационного совета и о руководителе координационного совета.
- Разработан план мероприятий по реализации ФГОС в школе.
- Создана творческая группа.
II. Создание нормативного обеспечения реализации ФГОС ООО
-Приказ МБОУ СОШ № 1 "О создании рабочей группы по обеспечению перехода на обучение по ФГОС ООО"
-Перспективный План (Дорожная карта) МБОУ СОШ № 1 перехода на обучение по ФГОС ООО на 2021-2027 годы
-Согласие родителей на переход на новый ФГОС
-Положение о рабочей группе по введению обновленных ФГОС в 2022 году (ЭП)
____________________________________________________________________________________________________
ФГОС первого и второго поколения:
ФГОС основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Ссылка);
ФГОС основного общего образования (Смотреть);
ФГОС среднего общего образования (Смотреть);
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(Смотреть);
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Смотреть).
РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22
Типовой комплект методических документов
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.